Share on telegram
Telegram
Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook

Будни могилевских водителей мусоровоза

Пожалуй, каждый согласится: хорошо там, где чисто. А чисто там, где не мусорят, что само по себе в современном мире – утопия. За год могилевчане выбрасывают более 800 тысяч тонн мусора: кто-то на газон, остальные —  в специальные мусорные контейнеры. Ежедневно 57 единиц спецтехники и более сотни человек и в дождь, и в снежную бурю тихо и незаметно трудятся над тем, чтобы сделать наш город чистым, а нашу жизнь – комфортной. Чтобы узнать, каково это, мы провели день с водителями мусоровоза САПа.

ОАО «Спецавтопредприятие».

Наши родители еще помнят времена, когда выбрасывание мусора было целым событием. Нужно было успеть аккурат ко времени приезда мусоровоза, выстоять в очереди, чтобы опустошить накопившееся за день ведерко в кузов. С тех пор процесс сбора отходов прошел множество циклов преобразования, а сейчас в каждом дворе современные пластиковые контейнеры – выбрасывай, когда хочешь. А то, что выбросил, всегда вовремя увезут, если, конечно, вы не припаркуете с десяток автомобилей на пути у мусоровоза.

Ранним мартовским утром, когда город только-только просыпается, мы с водителем мусоровоза Олегом Голубевым уже стоим в очереди, чтобы получить путевой лист у диспетчера. За 8 часов предстоит забрать мусор с 8 улиц частного сектора. Я уже в предвкушении поездки на большом МАЗе.

Непростые будни.

—  Нам еще нужно пройти медицинское освидетельствование и получить допуск, — информирует меня водитель.

Непростые будни.

Подышали в «трубочку», получили необходимую отметку, провели технический осмотр «железного коллеги». Признаюсь, взбираться с непривычки на огромный МАЗ страшновато, но это только поначалу. Вместе со мной и водителем в кабине два грузчика — Дмитрий и Алексей.

Высоко сижу, далеко гляжу

Действуем строго по утвержденному маршрутному графику. К моему удивлению, в кабине тепло, уютно и «не пахнет». Справа от сидения водителя монитор с пятью картинками.

— Да-да, машина современная, здесь установлено пять камер – очень удобно, — заметив мое удивление, рассказывает Олег Голубев. – Когда я начинал в 89 году, о таком даже и не мечтали. Работал на ГАЗе, ЗИЛе, с задними, боковыми загрузками. Сейчас все по-современному, по европейским стандартам.

По пути к месту назначения есть время поговорить и о профессии.

— Как пришел…Отец настоял — он 42 года отработал на предприятии водителем мусоровоза. Я по молодости долгое время по командировкам ездил, а родители хотели, чтобы я был ближе к дому. Вот так и работаю уже больше 30 лет, продолжаю династию.

За столько лет маршруты Олег Павлович знает, как свои пять пальцев – каждую улицу, каждый тупик. Самый тяжелый – на Карабановке: ездить по узким холмистым улицам под силу только опытному водителю.

— Раньше, конечно, проще было – меньше мусора было, стеклянные бутылки сдавали, а пластиковых вообще не было. Сейчас же стараемся приучить людей сортировать отходы, выдали специальные контейнеры разных расцветок. Это очень важно, но нас пока не все слышат…- вздыхает Олег Голубев.

Моя эйфория от больших габаритов спецтехники проходит, как только мы заезжаем в узкие улочки частного сектора. Проехать здесь на большом МАЗе – целый квест, особенно зимой. А если на обочине оставили авто —  в лучшем случае приходится объезжать улицу и подъезжать с обратной стороны, в худшем — собирать мусор несколько сотен метров на своих «двоих».

Не – спи, а то останешься с мусором

Грузчики шустро отправляются собирать пакеты и выгружать мусорные контейнеры, оставленные у калиток. Несмотря на то, что всех желающих обеспечили контейнерами, используют их далеко не все. Как результат, прямо у одной из калиток местные собаки разорвали мусорные пакеты, а содержимое к нашему приезду успело разнести ветром по дороге. Алексей и Дмитрий спешно достают лопаты – через считанные минуты от беспорядка не остается и следа.

Непростые будни.

— Мы идем навстречу горожанам даже в таких ситуациях — после нашего приезда должна быть чистота. Да и по норме в контейнерах должно быть не более 16 кг мусора, зачастую там – гораздо больше, приходится втроем катить до машины – и мы все равно все вывозим. Даже время вывоза скорректировали, приезжаем к 8 утра, чтобы все успели проснуться и выставить мусор, — делятся грузчики.

Начало рабочего дня водителя мусоровоза Олега Голубева.

Но все равно бывает, что люди проспят, не успеют свой мусор выставить и звонят диспетчеру с жалобами, что машины не было. Нам приходится возвращаться, иногда просто за одним пакетиком. Хотелось бы, конечно, чтобы могилевчане ценили наш труд. Знают ведь, что мы всегда по графику приезжаем, и все равно оставляют свой автомобиль на дороге – проезжай, как хочешь!

К слову, сейчас для удобства грузчиков авто оборудованы специальными «платформами», на которых можно подъехать от одного дома до другого, а раньше им в день приходилось проходить по 8 км. Собаки в частном секторе – отдельная тема. Хозяин оставит без присмотра, калитку плохо закроет, были случаи, что ребятам приходилось прямо в ковш запрыгивать, чтобы не покусали.

— Самый распространенный отход в частном секторе – зола, — рассказывает водитель. Раньше ее выставляли прямо в ведрах – так к концу смены наши грузчики были похожи на афроамериканцев – только глаза и зубы блестели. Сейчас благо все в мусорных пакетах.

Маневрировать по улицам приходится и задним ходом — на маршруте много тупиков. Работать нужно быстро, и что бы ни случилось – снежный занос, заблокированный проезд или злая собака – мусор всегда будет убран…

Мусорный «форсаж»

Продолжаю постигать все прелести профессии уже на оранжевом МАЗе с Александром Минчуковым. «Чистоту» наводим уже на территориях предприятий, учреждений и юридических лиц в самом центре города. Напрактиковавшись, я уже ловко взбираюсь в кабину, где все устроено немного по-другому. В кабине место для водителя и для одного грузчика — Александр работает в тандеме с Юрием.

Начало рабочего дня водителя мусоровоза Олега Голубева.

На форменной одежде у водителя закреплена специальная камера, которая фиксирует время и процесс – в подтверждение того, что дело сделано.

По маршруту следующая точка забора мусора – у здания «Белтелекома», на ул. Пионерской. Свернули на нужную улицу, и тут у меня даже дыхание перехватило – вокруг десятки припаркованных авто! Как удалось Александру проехать — по бордюрам или воздуху – не знаю. Но даже у меня на лбу проступили следы пота, будто большим авто управляла сама. Выдохнула, приехали… Водитель и грузчик шустро спускаются по ступенькам, с неопытной медлительностью я «сползаю» за ними. Вдвоем подкатили бак, водитель нажал на нужные кнопки – дело сделано, взбираемся обратно. «Вот она прелесть работы, никакого фитнес-зала не нужно», – думаю я про себя.

ОАО «Спецавтопредприятие».

— На очереди — городская больница, сюда заезжаем каждый день. А так график каждый день разный, но повторяется каждую неделю, — рассказывает Александр. Сегодня у нас 63 точки по городу, это где-то 150 контейнеров.

Возле хосписа, на повороте около дежурной аптеки нас опять «встречают» машины, припаркованные под знаком «стоянка запрещена». И снова Александр с трудом пытается проехать… Да уж, несладко приходится водителям мусоровозов. А ведь кто из нас, паркуя свое авто, об этом задумывается?!

Будет чисто — любой ценой

— Сейчас поедем на нашу «любимую» точку – к Диагностическому центру. Если машины будут припаркованы по обе стороны дороги – «застрянем» там надолго, — готовит меня Александр.

ОАО «Спецавтопредприятие».

Но все же, хоть и с трудом до нужной точки мы добрались успешно. Из-за большого количества припаркованных авто выезжать со двора было принято решение задним ходом. А тут еще на чистом пару минут назад пути появился припаркованный автомобиль. Пришлось звонить диспетчеру, а уже он – сотрудникам ГАИ, чтобы отыскали нерадивого владельца авто. Прождать пришлось минут 15, собралась внушительная очередь из желающих выехать… Каждый такой недобросовестный водитель – плюс к рабочему времени водителя мусоровоза и грузчиков. Вот так горожане не уважают чужой труд. Такой же «сюрприз» ждал нас и у гостиницы «Днепр»: тяжелые мусорные контейнеры пришлось катить до спецтехники несколько десятков метров вручную…

В любом деле нужен интерес

Уроки экстремального вождения в центре города окончены, отправляемся вывозить мусор в многоквартирную жилую застройку с водителем Сергеем Терешенко и грузчиком, тоже Сергеем.

ОАО «Спецавтопредприятие».

За это время водителю и грузчику предстоит опустошить более 270 мусорных контейнеров и сделать 4 рейса выгрузки на Мусороперерабатывающий завод. За день водители мусоровозов проезжают по городу около 200 км, затрачивая  около 70 литров топлива.

ОАО «Спецавтопредприятие».

Засиживаться в кабине времени нет совсем, спешно подъезжая от контейнера к контейнеру, работники наводят чистоту во дворах. Глаза разбегаются — как можно запомнить, где и за каким углом каждый контейнер, да еще и не пропустить ни одного?!

  • За столько лет мы не только каждый контейнер знаем, но и сколько мусора в нем будет, — с юмором рассказывает Сергей.

Здесь нам также приходится столкнуться с недобросовестными автомобилистами, и хоть стоянка в нескольких десятках метров от подъездов пуста, все стремятся поставить авто, как можно ближе.

ОАО «Спецавтопредприятие».

— Особенно тяжело в снегопады, когда люди оставляют «подснежники» прямо у контейнерных площадок. Потом попробуй разбери – автомобиль это или большой сугроб. А чуть, что виноваты – мы. Обидно… Главное в нашей работе – ответственность, внимательность при работе на габаритной спецтехнике, и , конечно, интерес к тому, что делаешь.

Ну, а к запахам, не столь приятным, говорят, что привыкли. Да и зимой, утверждают, мусор почти не пахнет.

***

Изрядно подустав, с «гудящими» ногами и чувством выполненного долга перед любимым городом отправляюсь в теплый кабинет.

ОАО «Спецавтопредприятие».

А водители мусоровоза продолжают делать свое важное дело.

Конечно, в их профессии, мало дорожной романтики. Их труд мало кто ценит и уважает. Но если отходы не вывозились, например, неделю, да еще и в жару, скопившийся мусор может грозить маленькой экологической катастрофой. Благодаря таким простым труженикам наши города ежедневно очищаются от сотен тонн отходов.

Поэтому, собираясь выбросить очередную партию неотсортированных отходов или паркуя свой автомобиль возле дома, – не забывайте об этом.

 

 

Будни могилевских водителей мусоровоза