Мы посетили первую в области лабораторию робототехники для педагогов, чтобы ощутить все прелести инновационной STEM-методики
Инновации — неотъемлемая составляющая современной системы образования. Будущее технологий — за учителями нового формата, которые не приемлют формального подхода и могут своими знаниями «взрывать мозг» ученикам и расширять их кругозор до бесконечности. Этот принцип и лежит в основе STEM-технологий — трендов в развитии образования.
Мы посетили первую в области лабораторию робототехникидля педагогических работников и воспитанников учреждений образования региона, чтобы ощутить все прелести инновационной методики.
Лаборатория открылась в прошлом году на базе Могилевского государственного областного института развития образования. Оснастить ее всем необходимым помогло партнерство с Парком высоких технологий.
Учитель нового формата
Слово STEM у многих на слуху, но, возможно, не все знают его перевод. Если разложить по буквам, то получается Science, Technology, Engineering and Mathematics — Наука, Технологии, Инженерия и Математика. Говоря простым языком, в STEM входят одни из самых востребованных сегодня дисциплин.
Таким образом, STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода и отвечает запросам современного общества: делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, помогает создавать стойкие логические связи между различными дисциплинами. Это дает возможность смотреть на мир глобально, замечать закономерности и подобия в разных сферах деятельности. А подготовка учителей к работе в этой парадигме — одна из ключевых задач сегодняшнего дня.
По словам начальника отдела информационных технологий в образовании Валентины Коваленко, STEM-центр стал своеобразной стажировочной площадкой для педагогических кадров учреждений образования области в деле овладения передовыми технологиями в образовательном процессе, робототехникой, обмена эффективным педагогическим опытом для дальнейшего его внедрения в работе с детьми. В проект уже вовлечено 30 учреждений образования Могилевщины.
— Для нас важно, чтобы педагоги сами становились инициаторами проектных задач, подавали пример поиска новых решений, проведения эффективных исследований. Следовательно, для STEM-образования нужен учитель, который сам находится в поиске, увлекая и своих учеников, — подчеркнула собеседница.
Алгоритмы и роботы
Поскольку именно роботы наглядно помогают продемонстрировать реализацию алгоритмов, то в лаборатории основной акцент сделан именно на робототехнике.
Можно выделить два основных направления — лабораторию робототехники «Алгоритмы и роботы» и лабораторию «Информатика без розетки».
— Основам алгоритмики, логического мышления и программирования обучаем с помощью наборов «Matatalab», состоящих из рабочего поля, управляющей башни, цветных блоков для кодирования и «MatataBotа», который выполняет составленную программу. Отличительная особенность набора — отсутствие необходимости использовать компьютер.
Дети учатся с интересом, когда они самостоятельно создают, изобретают и видят результаты своего труда. Такую стратегию обучения помогает реализовать образовательная среда Лего. В лаборатории представлены самые современные наборы конструкторов по робототехнике.
— Робототехника предоставляет учащимся огромные возможности, способствует развитию их коммуникативных способностей и командной работе, пространственного мышления, развивает самостоятельность при принятии решений, раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал. Такая учеба будет интересной, легкой, и дети получат знания, которые нужны сейчас, — подчеркнула Валентина Коваленко.
Помимо роботов STEM-центр оснащен мощными компьютерами с современным программным обеспечением.
В чем плюсы STEM-образования?
Методист областного института развития образования Наталья Лисовская — одна из первых, на ком тестировались STEM-технологии.
— Первый раз было сложно. Главное — понять принцип, как это работает. К сожалению, наше мышление отличается от мышления современных детей, которые видят и думают по-другому. Мы можем воспроизводить только то, что знаем конкретно, а дети думают логически. Поэтому, чтобы быть востребованным в будущем, STEM-образование следует внедрять в детских садах уже сегодня.
К слову, STEM-лаборатория института развития образования вышла в финал международного конкурса по робототехнике. В ближайшей перспективе на базе STEM-центра планируют запустить обучение детей на платной основе.