Share on telegram
Telegram
Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook

Один против всех, или Как остановить буллинг

Если бы мы жили в утопии, в ней бы точно не существовало травли детей в школе или, как сейчас принято называть это явление, буллинга. Увы, реальность диктует свои правила: в любом коллективе есть лидер, ведомые и «белая ворона». От этого закона социума никуда не деться, а процент исключений крайне мал. Буллинг преследует людей в любом возрасте, но сложнее всего приходится детям. А стать изгоем может любой ребенок, которого можно охарактеризовать всего одной фразой: не такой, как все.  

Большинству понятно, что причины подростковой жестокости кроются в жизни нашего общества. Но что делать, если ваш ребенок стал жертвой буллинга? Или, наоборот, начал выплескивать негативные эмоции на других? Ответы на эти вопросы нам помогла найти Алина Хороща, психолог Центра социального обслуживания Ленинского района.

 — Алина Сергеевна, почему в школьной среде возникает буллинг?

— Буллинг обозначает запугивание, физический или психологический прессинг. Подобные действия направлены на то, чтобы вызвать у другого человека страх, подчинить его себе, выделиться на его фоне. Зачинщиками движет желание самоутвердиться, они хотят обрести особый статус в группе.

Травля может проявляться в вымогательстве, агрессивных действиях, жестах, грубых словах. Это не «одноразовый» конфликт, а систематические действия со стороны зачинщика.

Если ситуация из конфликта перерастает в буллинг, значит, помимо жертвы и инициатора травли здесь присутствуют свидетели, а также последователи.

Значимость свидетелей намного выше, чем они могут себе представить. Часто именно от их реакции зависит исход ситуации. Свою успешность подросток оценивает по отзывам самого значимого для него окружения – сверстников. Именно поэтому травля чаще всего происходит коллективно.

К сожалению, буллинг – это этап, который проходят очень многие люди, его можно сравнить с элементом социализации.

 — Бытует мнение, что травле чаще всего подвергаются скромные, застенчивые дети. Так ли это?

— Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами регулярных издевательств. Слишком высокий или маленький? Носишь большие очки? Красишь волосы в яркий цвет? Значит, выделяешься из толпы. Да, дети, которые испытывают на себе давление, в основном имеют мягкий характер. Ребята с низкой социализацией часто стараются понравиться окружающим больше, чем все остальные, поэтому ими так легко манипулировать и воздействовать на них. Бывает и так, что ребенок имеет невероятно яркий характер, страстно увлекается чем-то помимо школы, но и он может испытать подобные трудности. Поэтому в группе риска может оказаться любой. Дразнить могут как отличника, так и двоечника.

К слову, за последний год я заметила одну очень важную тенденцию: чаще всего буллингу стали подвергаться дети, у которых нет современных гаджетов. Если раньше ко мне в основном обращались дети, над которыми издевались из-за внешнего вида или умственных способностей, то теперь, как показывает статистика, большую роль во взаимоотношениях детей стали играть технологии.

 — Как распознать, что на ребенка оказывают давление в школе? И какие действия должен предпринять родитель?

— Если ребенок подвергается физическому насилию в школе, заметить это проще, но насилие эмоционального плана не менее опасно для личности. Когда ребенка оскорбляют в школе или бойкотируют, он не хочет снова туда возвращаться. Он может сказать об этом прямо, а может, например, притвориться больным. Родители должны уметь слушать своих детей, а также откровенно разговаривать с ними.

Поделюсь случаем из практики. Однажды ко мне на консультацию пришла мама замечательной девочки Даши (имя изменено). Женщина рассказала, что ее дочь больше пяти месяцев дразнят в школе, придираются к ее внешности. Из-за нарушений слухового восприятия девочка носила слуховой аппарат и сидела на первой парте. Даша участвовала в различных олимпиадах, хорошо училась, отлично ладила с учителями, но в определенный момент потеряла интерес к школе.

Тогда я дала ее маме несколько рекомендаций, которые всегда даю в подобных случаях. Во-первых, необходимо стать своему ребенку другом, спокойно выслушать его историю. А главное – найти общее хобби, чтобы чаще проводить время вместе, налаживая доверительные отношения. Во-вторых, быть в постоянном контакте с классным руководителем, регулярно посещать родительские собрания. Дать понять учителям, что они всегда могут рассказать вам о ситуациях, которые происходили в школе. В-третьих, пусть ребенок найдет единомышленников в коллективе, общается с ними вне школы, приглашает в гости. Дети должны чувствовать поддержку своих сверстников. В данной ситуации большую роль играет самооценка.

Если вы знаете, что ребенок пережил неприятный случай в школе, позвольте ему пропустить следующий учебный день, а также пообщаться с друзьями, излить свои чувства.

Родители должны показать ребенку, что они разделяют его переживания.

Что точно не стоит делать, так это напрямую обращаться к обидчикам своего ребенка, иначе их родители будут в негодовании.

 — Почему дети становятся жестокими по отношению к своим сверстникам?

— Когда родители отдают своих детей в школу, они должны понимать, что в классе будут учиться ребята с разными характерами, с разными жизненными историями и воспитанием. Все они реагируют на определенные ситуации так, как их научили дома. Семья оказывает большое влияние на становление детей. Все негативные и позитивные черты, которые проявляются в детях, они впитывают от родственников, а потом непроизвольно воспроизводят. Поэтому воспитание всегда начинается с семьи.

Стоит также обратить внимание на социальные группы, в которых ребенок проводит свободное время, определить их степень влияния на него. А если взрослые хотят отвлечь детей от плохого, то нужно попытаться занять их чем-то хорошим. Подросток-буллер может быть одиночкой, решившим компенсировать свои слабые места агрессией. Поинтересуйтесь его чувствами, поддержите его или предложите помощь психолога.

 — Какова роль учителя в подобных ситуациях?

— Дети не всегда могут признаться родителям, что их дразнят и обижают в школе. А учителя обязаны вовремя это замечать и вмешиваться в ситуацию. А также поделиться информацией о случившемся с родителями двух действующих сторон буллинга. Педагоги и школьные психологи должны заниматься профилактикой таких явлений, при этом не угнетая ни агрессора, ни жертву.

Если ситуацию долгое время не получается разрешить, нет ничего страшного в том, чтобы ребенок-пострадавший перешел в другой класс или поменял школу.

Есть и еще один серьезный момент. За этот год я столкнулась с большим количеством случаев, когда конфликты между учителями и родителями сказывались на отношениях первых к чадам вторых. Свое субъективное мнение о родителях многие учителя перекладывают на их детей. А ребята страдают от этого. На мой взгляд, в таких случаях родители должны пойти на компромисс и наладить диалог с другой стороной, чтобы создать комфортные учебные условия для ребенка.

Анна Сташкевич
Один против всех, или Как остановить буллинг