Share on telegram
Telegram
Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook

Светофоры в городе, или Как поймать «зеленую волну»

Только представьте себе нашу сегодняшнюю жизнь без светофоров! Это же будет настоящий транспортный коллапс! Безопасность передвижения и автомобилистов, и пешеходов в Могилеве сегодня регулируют 147 светофорных объектов. Мы мысленно ругаем их, ожидая проезда в «пробке», или чтобы поскорее перейти улицу в проливной дождь, а что уже говорить, когда они выходят из строя!

На самом же деле светофор — это намного больше, чем табло с тремя переключающимися лампочками. Мы решили узнать, кто и как управляет светофорами, почему они выходят из строя и как автомобилистам поймать «зеленую волну».
Первые светофоры в нашей стране появились в далеких 1930-х годах. С тех пор они прошли эволюцию от семафорных стрелок до светодиодов.

Настроить работу светофора — дело непростое. Сегодня все расчеты, интервалы и прочие тонкости регулирует межрайонный отдел организации движения ГАИ УВД Могилевского облисполкома, а строит, ремонтирует и следит за четкой работой — государственное коммунальное монтажно-эксплуатационное унитарное предприятие «СМЭП Могилев».

Светодиодные маяки

О тонкостях работы светофоров в Могилеве нам рассказал начальник межрайонного отдела организации дорожного движения ГАИ УВД Могилевского облисполкома Владимир Саханков.

Сколько гореть зеленому в том или ином направлении, решают в отделе организации дорожного движения. И называется это оптимизацией регулирования дорожного движения. С учетом интенсивности движения транспорта принимается решение, где увеличить время горения зеленого сигнала, а где — уменьшить.

Например, где-то построили торговый центр или вырос новый микрорайон, нагрузка на дороги увеличилась. На место выезжает сотрудник отдела, замеряет, сколько машин движется в разных направлениях. Данные передаются специалистам центрального пункта управления автоматизированной системы управления дорожным движением (отдел предприятия «СМЭП»), закладываются в программу, и получаются готовые интервалы движения.

Сегодня цикл работы светофоров в Могилеве не превышает 100 секунд, — рассказывает Владимир Саханков. — Как пример — всем известный перекресток улиц Лазаренко и Космонавтов. Там был довольно большой цикл работы — 160 сек. Недавно провели его оптимизацию, уменьшили цикл работы до 100 сек., но для этого перераспределили пешеходные потоки.

Кроме того, регулируется время отключения и включения светофоров в ночное время. Если 10 лет назад в Могилеве только три светофорных объекта работали в ночное время, то сегодня их в разы больше.

Все светофоры в городе — светодиодные: для экономии электроэнергии и более яркой светопередачи. Существуют светофоры с кнопкой для пешеходов — ТВП, или пешеходное вызывное табло. Такие системы позволяют не останавливать поток машин при отсутствии желающих перейти дорогу. Они хороши там, где небольшой поток пешеходов. Всего в городе вызывным устройством оборудовано 26 регулируемых пешеходных переходов.

Движение без остановок

На основании вышеупомянутых расчетов программируется и система «зеленая волна», которая позволяет водителям непрерывно проезжать светофоры, не тратя время на ожидание.

Система предполагает движение со средней рекомендованной скоростью около 50-55 километров в час. Теоретически при равномерной скорости водитель проедет перекрестки, не останавливаясь на красный свет. Соблюдая скоростной режим, автомобиль с большой вероятностью попадет в «зеленую волну».

Конечно, многое зависит еще и от того, какой светофор в цепочке программы стал первым — все они соединены поэтапно в единую сеть, поэтому больше всего повезет попавшему на первый светофор в этой цепи. Если автомобиль проедет первый светофор на зеленый, то, скорее всего, и все остальные сработают в его пользу.

Сегодня система «зеленая волна» запрограммирована на 11 улицах Могилева. Это Загородное и Минское шоссе, улицы Якубовского, Пионерская, Ленинская, Первомайская, Челюскинцев, Симонова, Лазаренко а также проспекты Витебский и Димитрова.

Под «зеленую волну» в этом году также планируют отрегулировать улицы Островского, Габровскую, участок ул. Мовчанского, проспекты Пушкинский и Шмидта.
Кто командует парадом

В центральном управляющем пункте АСУДД, несмотря на то, что большинством светофоров управляет «умная» программа, круглые сутки, в режиме реального времени, за работой светофоров следит диспетчер. Только вот карту города у него на мониторе можно узнать не сразу, ведь она вся в цветных кружочках — так обозначены места установки светофорных объектов. Если светофор исправен — кружок окрашен в зеленый цвет.

При возникновении неполадок программа оповещает об этом диспетчера, который уже дает команду бригаде электриков — чинить. К диспетчеру стекаются и звонки о возникновении сбоев от сотрудников ГАИ и горожан.

К слову, из 147 светофорных объектов к АСУДД подключены 135. Те, которые не подключены, работают локально, по своей программе, которая заложена внутри светофора. Она тоже строится в зависимости от нагрузки и интенсивности движения.

Почему ломается светофор

Уверена, многим сейчас вспомнилось стихотворение Сергея Михалкова «Дядя Степа», в котором милиционер ловко берет в руки светофор и так же ловко его ремонтирует. Но в жизни, конечно, все не так просто, потому что поломки бывают разные.

Может, конечно, произойти сбой в программе или отключение электричества. Но часто светофорные объекты страдают от ударов молнии, от рук вандалов: люди ударяют по ним, красят их краской, рисуют на них граффити, наклеивают объявления или просто отрывают провода. Еще одна частая причина поломок — ДТП, такие восстановления — самые сложные. В любом из случаев поломка и ее причина отобразятся на мониторе у диспетчера. Как правило, неисправность в светофорном объекте устраняют в течение суток. В среднем же работа современных светофоров рассчитана на 8 лет.

Непростое удовольствие

— Светофорный объект на дороге — большой комплекс технических средств и оборудования, из которых видимые людям светофорные сигналы составляют лишь небольшую часть всей работающей системы, — рассказывает производитель работ АСУДД Владимир Платонов.

Прежде чем построить светофорный объект, его нужно спроектировать. То есть подробно описать все светофоры, их увязку между собой и привязку к конкретному перекрестку и схеме дорожного движения.

Трудно сказать, сколько времени уходит на строительство светофорного объекта — все зависит от масштаба перекрестка, количества светофоров на нем и многих других факторов. Если нужно строить на уже готовом перекрестке, это займет около 4 недель.

Львиная доля времени уходит и на укладку кабелей, установку опор, шкафов управления. К слову, управление светофором осуществляется с помощью шкафов управления — они установлены возле каждого такого светофорного объекта. И мы, обыватели, вряд ли когда-нибудь их замечали. Процесс завершается непосредственной установкой самих светофоров. После того как светофор построен, предстоит пусконаладка.

В этом году в Могилеве планируется построить 7 новых светофорных объектов: 5 — на строящейся трассе-дублере, 2 — на улице Златоустовского.

В перспективе — установить в Могилеве «умные светофоры». Они смогут самостоятельно оценивать дорожную ситуацию и переключать сигналы, чтобы разделять транспортные потоки. Также в городе планируют продолжить сокращать количество нерегулируемых пешеходных переходов, устанавливая светофоры на опасных участках.

 

Анастасия Комкова
Светофоры в городе, или Как поймать «зеленую волну»