Будни стрелковой команды ВОХР: кто и как охраняет нас и нашу железную дорогу
Защищать и охранять поезда, грузы, имущество железной дороги, жизнь пассажиров и горожан – задача людей особой профессии – работников военизированной охраны Белорусской железной дороги. Ежедневно, и днем и ночью, они тихо и незаметно делают свое дело. А в своем кругу зовутся «вохровцами». В этом году служба отметит 100-летие со дня основания. По этому поводу мы отправились в гости к стрелковой команде станции Могилев и узнали, кто и как охраняет нас и нашу железную дорогу.
Как появилась ВОХР
История организации началась 9 декабря 1921 года. Именно тогда стало понятно, что стальные магистрали, подвижной состав, объекты железнодорожного транспорта нуждаются в особой охране, ведь без перевозок сырья, топлива, продуктов питания и множества других народнохозяйственных грузов страна существовать не могла. И в годы Великой Отечественной войны в тяжелейших условиях, в обстановке смертельной опасности и постоянного напряжения работники военизированной охраны надежно обеспечивали сохранность грузов и объектов, пожарную безопасность подвижного состава и предприятий железнодорожного транспорта.
С 1943 года подразделение СК на станции Могилев входит в состав Гомельского отряда военизированной охраны Белорусской железной дороги. За долгие годы деятельности команда претерпевала различные организационно-структурные преобразования с изменением названий и выполняемых функций. Последнее из них было в 2013-м, когда отделился пожарный поезд.
Под надежной охраной
За большим бетонным забором скрывается уютная, окутанная зеленью территория здания стрелковой команды на станции Могилев.
Сегодня в зоне обслуживания подразделения – станция Могилев, а также направления Могилев – Старосельский, Могилев – Несета, Могилев – Прокшино, Могилев – Чаусы, Луполово – Заднепровская. По протяженности это около 316 км. Также в обязанностях вохровцев – сопровождение ценных грузов на этих участках и профилактика непроизводственного травматизма на перегонах и станциях. Одним словом, они следят за тем, чтобы неосторожные пассажиры не угодили ненароком под колеса проходящего состава.
В команде – 45 человек во главе с начальником Андреем Кузменковым.
Работа на общий результат
Смена стрелков длится по 12 часов. Начинается день с медицинского осмотра, затем – развод, во время которого начальник караула обозначает основные задачи, информирует о ситуации за прошедшую смену по отряду и республике. В специальной комнате стрелки проходят инструктаж и получают оружие, радиостанции, спецсредства. После чего происходит смена на постах, количество которых варьируется в зависимости от необходимости.
Наш визит выпал на смену начальника караула Михаила Сома, который в свое время начинал службу в военизированной охране стрелком.
Караульное помещение, где он работает, напоминает диспетчерскую с большим количеством пультов и телефонов для связи со всеми необходимыми службами.
– На мониторе компьютера мы можем видеть, какие поезда прибывают и отбывают, точное время, какие нужно осмотреть, сопроводить, – рассказывает Михаил Иванович. – У нас есть положение, которое определяет, какие грузы мы должны осматривать, а какие сопровождать.
К слову, сопровождают стрелки составы, которые перевозят технику, опасные грузы, метанол, спирты, взрывчатые материалы.
Круглосуточно караул команды охраняет и железнодорожный мост через реку Днепр на линии Могилев – Кричев. Это стратегически важный объект для железной дороги, как и другие подобные мосты.
Охраняют его два стрелка с обеих сторон. Они следят, чтобы посторонние не проникали на объект, ведь когда появится состав, случайно забредшему туда пешеходу просто негде будет скрыться.
Важно пресекать и целенаправленную порчу имущества, что может привести к крушению состава.
– Стрелки наблюдают и за исправностью составов, следят чтобы не была сбита планка габаритности. Если проходящий поезд ее сбил, значит, там какая-то неисправность, – продолжает рассказывать начальник караула. – У нас очень дружная, сплоченная команда. Все – большие профессионалы. Это во многом заслуга нашего командира Андрея Кузменкова и его заместителей Вячеслава Федорова и Валерия Москалева. Все мы понимаем, что на наших плечах – большая ответственность, и стараемся делать свою работу хорошо. Весь коллектив работает на общий результат.
«Служба» стрелка
Примерять на себя профессию отправляемся со стрелком Даниилом Кривошеевым. Экипировавшись форменной жилеткой, идем патрулировать территорию парка.
– Когда осматриваем передвижной состав – следим за целостностью вагонов, пола, потолочных люков, пломб, чтобы все было как положено. Осматриваем вагоны, которые перевозят сахар, шины, бензин, солярку… Если нужно сопровождать груз – мы едем на поезде и следим за его сохранностью до следующего поста. Допустим, надо до Калинковичей, там нас принимают – проверяют сохранность груза, подписывают акт приема-передачи, а назад возвращаемся на любом попутном поезде, – делится стрелок.
Когда прибыл очередной поезд, начальник по рации сообщил нам номера вагонов, которые нужно осмотреть. Для точности – все номера зафиксировали в блокнот и отправились на осмотр. Здесь очень важны внимание, бдительность и, конечно, профессионализм, ведь на плечах стрелков – большая ответственность. По специальным лестницам Даниил Кривошеев то и дело поднимается на крыши вагонов проверять целостность люков. Удовольствие в 30-градустную жару еще то, – думаю я про себя. А ведь работать нужно и в снег, и в мороз, и в ливень.
Тонкости профессии
Закончили осмотр и отправились патрулировать парк, продолжая познавать тонкости профессии. Территория патрулирования парка – больше километра, в день стрелки проходят по 15-20 км.
– Контролируем, чтобы на территорию парка не проникали посторонние. Злоумышленники то и дело ищут подходящий случай заложить контрабандные сигареты или еще что-нибудь в перевозимые щепу и опилки. Нередко ловим и желающих повредить пути или «позаимствовать» имущество железной дороги. Пресекаем и попытки перехода железнодорожных путей в неустановленных местах, следим, чтобы на объектах железнодорожного транспорта не было граждан в состоянии алкогольного опьянения.
Даниил Кривошеев работает стрелком уже 23 года, пришел сюда сразу после службы в армии.
– В свое время раздумывал, в какую структуру пойти, но так как моя мама всю жизнь работает на железной дороге – душа тоже легла к этому. Всякое бывало за столько лет – раньше и кражи обнаруживали, и людей с перерезанными ногами на путях спасали. Беспечными бывают наши горожане… Проводим профилактическую работу, ведь на железной дороге до беды – один шаг.
Вспоминает стрелок, что раньше в состав команды входил и пожарный поезд, неоднократно приходилось ему участвовать в тушении пожаров. А еще стрелкам раньше помогали четвероногие друзья – на территории были вольеры с овчарками.
Сохраняем традиции
С особым уважением и трепетом в команде сохраняют лучшие традиции, которые сложились за десятилетия существования команды. Многочисленные награды подразделения давних лет, форменную одежду, экипировку, удостоверения, старые фотографии… Страницы насыщенной истории смелых и отважных бойцов охраны собрали в музее, который продолжают обустраивать.
Работа сотрудников ВОХР построена на профессионализме и строгом порядке. Дилетантов и случайных людей здесь нет, ведь служба дисциплинирует и заставляет всегда быть в тонусе. А пока сотни поездов ежедневно продолжают доставлять грузы и пассажиров до нужного места, мы можем быть спокойны – железная дорога под надежной охраной.