Share on telegram
Telegram
Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook

Чудеса арт-терапии: педагоги Могилевского городского ЦКРОиР поделились опытом обучения детей с аутизмом

Примерно у каждого 160-го ребенка в мире диагностирован аутизм. Целую группу патологических состояний понимают под этим диагнозом. У большинства детей с расстройством аутистического спектра есть трудности с социальным взаимодействием. Перешагнуть определенные барьеры помогает арт-терапия. О силе этого терапевтического направления мы поговорили со специалистами Могилевского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Талант быть собой

В окнах Центральной городской библиотеки им. Карла Маркса могилевчане рассматривают новые картины. Не вчитываясь в описание выставки, завороженный причудливыми формами и яркими мазками зритель может подумать, что эти полотна принадлежат какому-нибудь малоизвестному художнику-авангардисту. На самом деле эта серия работ написана детьми с РАС в рамках инклюзивного арт-проекта «Прикосновение к цвету».

— Передача чувств через цвет помогает деткам раскрыться эмоционально, получить лучики позитива, проявить себя в творчестве, — считает воспитатель Могилевского городского ЦКРОиР, руководитель общественного объединения могилевских ремесленников «Шчырая майстэрня» Алла Смолякова. — Свои творческие работы для выставки предоставили учащиеся нашего учреждения, ученики специализированной школы №1, а также классов интегрированного обучения и воспитания учреждений образования нашего города.

Экспозиция – напоминание о том, что каждый человек выражает эмоции и чувства в своем ключе. И мы должны учиться понимать друг друга.

— Внутренний мир наших детей — особенный, — отмечает Елена Курашова, мама 12-летнего Артема, участника различных творческих конкурсов. — Творчество добавляет в их жизни краски, подталкивает к изучению чего-то нового. Во время рисования мой ребенок становится более спокойным, сконцентрированным.

Новые подходы

В Могилеве количество детей с аутизмом растет, как и во всем мире. И такой подъем в статистических данных связан скорее с повышением нашей осведомленности, желанием досконально изучать тему.

Задача своевременно выявлять у детей нарушения навыков социального взаимодействия в современных реалиях стоит и перед врачами. А вот для будущих педагогов на республиканском уровне планируется создание дополнительного учебного блока, благодаря которому молодые учителя научатся находить грамотные подходы к детям с аутизмом и их родителям.

— Вовремя поставленный диагноз, вовлечение ребят с РАС в программы адаптации – путь к успешной социализации. Сегодня в нашем банке данных 97 детей из Могилева, которые нуждаются в особых образовательных потребностях, вплоть до персонального сопровождения тьютора, — поясняет директор Могилевского городского ЦКРОиР Ольга Горбацкая. — На протяжении последних двух лет в городе также функционируют 2 группы для детей с ранним аутизмом. Наши педагоги работают с малышами по особым программам. В зависимости от их потребностей упор делается на развитие речи, навыков общения, социального взаимодействия.

Как рассказала социальный педагог Лариса Аверкова, в системе реабилитации и социализации учащихся классов Могилевского городского ЦКРОиР социокультурная деятельность позволяет детям овладевать новыми знаниями, а их родителям — преодолевать определенные психологические барьеры.

Опыт инклюзивного взаимодействия

В Центре в свое время была создана команда единомышленников, которая разработала алгоритм трансформации средовых ресурсов социальной инфраструктуры Могилева с целью расширения инклюзивного пространства для детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.

— Педагоги города и нашего Центра, а также родители, от которых исходил запрос на создание проекта, объединились, чтобы создать творческую группу. Мы хотели, чтобы дети с РАС посещали не только специализированные классы, но и другие заведения города: кинотеатры, кафе, выставки. Работа велась в трех направлениях – с детьми, родителями и общественностью. Мы решили не перестраивать наших детей, а трансформировать среду вокруг нас, — вспоминает учитель-дефектолог Наталья Лустенкова.

Сейчас педагоги Центра ищут новые направления работы с особенными детьми. Не обходят стороной музыкальную сферу, участвуют в различных фестивалях и конкурсах. В планах – организация открытого спортивного праздника для детей с инвалидностью. Рассматривается вариант сотрудничества со школой иностранных языков, чтобы ребята с высокофункциональным аутизмом имели возможность изучать английский.

Анна Сташкевич,
фото автора

Чудеса арт-терапии: педагоги Могилевского городского ЦКРОиР поделились опытом обучения детей с аутизмом