Белорусская лялька станет своеобразным символом праздника «Александрия собирает друзей»
Уже в одиннадцатый раз в агрогородке Александрия Шкловского района пройдет республиканский праздник «Купалье». На фестивальной ярмарке со старинными традиционными ремеслами белорусов знакомятся не только гости, но и сами мастера к каждому фесту отправляются в этнографические экспедиции, чтобы возродить во всей полноте один из видов народного искусства. Так, на одном из фестивалей проводился конкурс народных костюмов, в прошлом году символом праздника был рушник, а в этом — белорусская лялька, пишет СБ.
Как выглядит Купалинка? Гости Александрии смогут оценить фантазию искусных рукодельниц со всей Могилевской области, почерк мастера и колорит местечка, где он живет: у каждой куклы будет свое лицо. Директор Коровчинского дома ремесел из Дрибинского района Татьяна Дмитрук рассказывает, что у дрибинской ляльки вековая биография:
— Мы успели застать бабушек, которые поделились с нами секретами изготовления игровой куклы еще из их детства. Они даже проводили мастер-классы для ребятишек, а мы все брали на карандаш и снимали на видео. За основу бралось поленце или даже початок кукурузы, а дальше в ход шли лоскутки ткани, кусочки мешковины — на что была богата крестьянская семья. Благодаря нашим же старожилам удалось восстановить технику плетения дрибинских лаптей, ее впоследствии внесли в Список историко-культурных ценностей Беларуси. Ну и, конечно же, наши знаменитые дрибинские валенки! Из этнографических экспедиций мы узнали, что шаповалы тоже делали куколок из шерсти.
Мастерицы из Краснополья намерены сделать акцент на вышивке. Оказывается, в белорусском орнаменте есть отдельные узоры, которые обозначают хоровод, огонь, купальскую траву и танцующую Купалинку.
Но не только кукол в купальских костюмах увидят гости праздника в Александрии, а еще и целые коллекции белорусских народных игрушек. Из каких только материалов наши предки не мастерили цацки! «Даже из бульбы» — так поведали глусским мастерицам местные старожилы. Из отварного клубня вырезался, к примеру, поросенок, после подсушивания на солнце игрушка затвердевала. А вот глусский бондарь народный мастер Владимир Станкевич шутит, что (уже с сединой на висках) впал в детство: увлекся деревянной игрушкой:
— Еще в старину умельцы старались придумать оригинальный механизм, оживляющий игрушки: у меня кузнечики на колесах, зверушки, которые вращаются на турниках, дятел, стучащий клювом по дереву. В ход идут липа, береза, сосна, акация, вместо лака использую льняное масло. Сейчас игрушки из дерева снова в моде. Это же не пластик, их приятно держать в руках, они передают тепло рук мастера.
Председатель Могилевского отделения Белорусского союза мастеров народного творчества Наталия Доменикова считает, что в народной кукле очень ярко прослеживаются этнические особенности, ведь их создают по образу и подобию:
— Объявив конкурс народной игрушки, мы ставили задачу привлечь внимание мастеров наших домов ремесел и школ искусств к исследовательской работе, чтобы они встречались со старожилами и воссоздавали традиции своей малой родины. Результатом такой работы станут мастер-классы, выставки. В этих бесхитростных цацках можно прочесть зашифрованные послания от наших предков: история народной игрушки тесно связана с фольклором, верованиями, бытом того времени.
Сама Наталия Доменикова будет мастерить традиционные для белорусов игрушки из соломки. Не забудут ремесленники и про куклы-обереги. Зажиночных делали перед началом жатвы — на урожай; куклу на счастливое замужество девица должна была сотворить собственными руками; пеленашка призвана оберегать младенца от напастей; куколка-зерновушка — даровать благосостояние хозяевам.
Гостям Александрии дадут возможность окунуться в детство, а значит, вспомнить малую родину, свои корни.