Чудеса арт-терапии: педагоги Могилевского городского ЦКРОиР поделились опытом обучения детей с аутизмом

Чудеса арт-терапии: педагоги Могилевского городского ЦКРОиР поделились опытом обучения детей с аутизмом

Примерно у каждого 160-го ребенка в мире диагностирован аутизм. Целую группу патологических состояний понимают под этим диагнозом. У большинства детей с расстройством аутистического спектра есть трудности с социальным взаимодействием. Перешагнуть определенные барьеры помогает арт-терапия. О силе этого терапевтического направления мы поговорили со специалистами Могилевского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Талант быть собой

В окнах Центральной городской библиотеки им. Карла Маркса могилевчане рассматривают новые картины. Не вчитываясь в описание выставки, завороженный причудливыми формами и яркими мазками зритель может подумать, что эти полотна принадлежат какому-нибудь малоизвестному художнику-авангардисту. На самом деле эта серия работ написана детьми с РАС в рамках инклюзивного арт-проекта «Прикосновение к цвету».

– Передача чувств через цвет помогает деткам раскрыться эмоционально, получить лучики позитива, проявить себя в творчестве, – считает воспитатель Могилевского городского ЦКРОиР, руководитель общественного объединения могилевских ремесленников «Шчырая майстэрня» Алла Смолякова. – Свои творческие работы для выставки предоставили учащиеся нашего учреждения, ученики специализированной школы №1, а также классов интегрированного обучения и воспитания учреждений образования нашего города.

Экспозиция – напоминание о том, что каждый человек выражает эмоции и чувства в своем ключе. И мы должны учиться понимать друг друга.

– Внутренний мир наших детей – особенный, – отмечает Елена Курашова, мама 12-летнего Артема, участника различных творческих конкурсов. – Творчество добавляет в их жизни краски, подталкивает к изучению чего-то нового. Во время рисования мой ребенок становится более спокойным, сконцентрированным.

Новые подходы

В Могилеве количество детей с аутизмом растет, как и во всем мире. И такой подъем в статистических данных связан скорее с повышением нашей осведомленности, желанием досконально изучать тему.

Задача своевременно выявлять у детей нарушения навыков социального взаимодействия в современных реалиях стоит и перед врачами. А вот для будущих педагогов на республиканском уровне планируется создание дополнительного учебного блока, благодаря которому молодые учителя научатся находить грамотные подходы к детям с аутизмом и их родителям.

– Вовремя поставленный диагноз, вовлечение ребят с РАС в программы адаптации – путь к успешной социализации. Сегодня в нашем банке данных 97 детей из Могилева, которые нуждаются в особых образовательных потребностях, вплоть до персонального сопровождения тьютора, – поясняет директор Могилевского городского ЦКРОиР Ольга Горбацкая. – На протяжении последних двух лет в городе также функционируют 2 группы для детей с ранним аутизмом. Наши педагоги работают с малышами по особым программам. В зависимости от их потребностей упор делается на развитие речи, навыков общения, социального взаимодействия.

Как рассказала социальный педагог Лариса Аверкова, в системе реабилитации и социализации учащихся классов Могилевского городского ЦКРОиР социокультурная деятельность позволяет детям овладевать новыми знаниями, а их родителям – преодолевать определенные психологические барьеры.

Опыт инклюзивного взаимодействия

В Центре в свое время была создана команда единомышленников, которая разработала алгоритм трансформации средовых ресурсов социальной инфраструктуры Могилева с целью расширения инклюзивного пространства для детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.

– Педагоги города и нашего Центра, а также родители, от которых исходил запрос на создание проекта, объединились, чтобы создать творческую группу. Мы хотели, чтобы дети с РАС посещали не только специализированные классы, но и другие заведения города: кинотеатры, кафе, выставки. Работа велась в трех направлениях – с детьми, родителями и общественностью. Мы решили не перестраивать наших детей, а трансформировать среду вокруг нас, – вспоминает учитель-дефектолог Наталья Лустенкова.

Сейчас педагоги Центра ищут новые направления работы с особенными детьми. Не обходят стороной музыкальную сферу, участвуют в различных фестивалях и конкурсах. В планах – организация открытого спортивного праздника для детей с инвалидностью. Рассматривается вариант сотрудничества со школой иностранных языков, чтобы ребята с высокофункциональным аутизмом имели возможность изучать английский.

Анна Сташкевич,
фото автора

Последние новости

Общество

Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июля собрал селекторное совещание

19 июля 2024
Читать новость
Новости компаний

«Беларусбанк» закроет некоторые счета. В чем проблема?

19 июля 2024
Читать новость
Новости компаний

Пострадавшие от непогоды белорусы могут получить матпомощь. Что для этого нужно?

19 июля 2024
Читать новость
Любопытное

Теперь посылку на почте можно забрать без паспорта. Рассказываем, как это сделать

19 июля 2024
Читать новость
Общество

Минобразования утвердило программу по предмету «Введение в школьную жизнь» для 1-го класса

19 июля 2024
Читать новость
Общество

В Минздраве рассказали, какие нарушения эпидемиологи находят в торговых сетях летом

19 июля 2024
Читать новость

Рекомендуем