Как справиться с хамством подростков. Советы специалистов
Практически каждый родитель подростка сталкивался с грубостью и хамством в свой адрес, а многие из подростков по-хамски ведут себя и по отношению к учителям. Почему такое происходит и что с этим делать? В проблеме разбирались с психологом Ириной Пусковой.
– Прежде всего, помните, что все подростки проходят через этап хамства, ругани, неприятного тона в адрес родителей. Такое поведение вашего ребенка ни в коей мере не характеризует вас как родителя. Не поддавайтесь чувству вины – вы не плохой, а самый обычный родитель обычного подростка. Часто подростки ведут себя подобным образом, зная, что это выводит родителя из себя.
Налицо самая банальная манипуляция по принципу «стимул-реакция»: пара сказанных ребенком слов – и вот уже родитель кричит, топает ногами, плачет или читает нотации дрожащим голосом. Осознайте эту манипуляцию! И осознанно не включайтесь в эту игру, не заводитесь. Не позволяйте собой манипулировать. Самое правильное в таком случае – проигнорировать сказанное. Нет смысла проявлять к ребенку отрицательное внимание, не следует расстраиваться, раздавать подзатыльники, огрызаться или испытывать чувства беспокойства, вины, страха или гнева.
Не подкрепляйте стимул.Не поддавайтесь на провокации! Таким образом вы поощряете словесную активность.
Спросите себя: «Если бы я захотел, чтобы ребенок ругался или обзывал меня, что бы мне надо было сделать?» Ваш ответ на этот вопрос может подсказать, как на самом деле вы добиваетесь такого поведения подростка. Начали ли вы ругаться первым? Задали несвоевременный вопрос? Вошли без стука в комнату? Были недовольны чем-то? Были ли ваши высказывания пренебрежительными, унижающими, осуждающими, обвиняющими? Все это – провоцирующие стимулы. Какой стимул звучит с вашей стороны, вызывая такую реакцию? Осознав их, вы сможете контролировать речь вашего ребенка, устранив из своей речи эти провоцирующие стимулы.
Останавливать хамство важно твердо, лаконично и корректно. Уверенно и спокойно вы можете дать обратную связь ребенку на его поведение: «Мне неприятен такой тон», «Я огорчена, слыша это», «Я не разрешаю так разговаривать с собой», «Я готова выслушать тебя, попробуй подобрать другие слова», «Я готова поговорить позже», «Давай обсудим все в других выражениях». Избегайте местоимений «ты», «твой, «твои» и т.п. Такие фразы часто звучат как обвинения и становятся, как уже говорилось, провоцирующими стимулами.
Все мы наслышаны про неконтролируемые подростковые эмоции, обусловленные бурной гормональной активностью. Это действительно так, подросткам сложно контролировать себя. Часто их «несет» неизвестно куда, они и сами потом расстраиваются и переживают. Понимая это, всегда принимайте извинения детей. И извиняйтесь сами, если не правы, учите их извиняться таким образом. В конце концов, все мы неидеальны. И такое поведение не характеризует человека: важны поступки, а не слова.
И, наконец, помните, что ваш ребенок вырастет, научится вежливо разговаривать и станет хорошим человеком. Главное – сохранять уважительные и добросердечные отношения сейчас, несмотря ни на что!
Поделитесь своим опытом жизни с подростком! Возможно, кому-то он будет полезен.