Журналистское расследование: чистый транспорт — залог комфорта могилевчан

Журналистское расследование: чистый транспорт — залог комфорта могилевчан

Порой на улицах города глаз цепляют не всегда чистые автомобили и общественный транспорт. На это не единожды обращал внимание председатель горисполкома Александр Студнев. С наступлением осенне-зимнего периода с дождями, снегом, слякотью ситуация еще больше усугубляется. Какие нормы и правила действуют для общественного транспорта и как часто моют автобусы, выходящие на городские маршруты, узнали у главного перевозчика — Автобусного парка №1.

Тонкости процесса

Ежедневно для работы на городских маршрутах на линии выходит около 140 единиц техники, а еще сюда добавляются большегрузы, заказные и междугородние автобусы. Отправляемся на территорию автопарка вместе с главным инженером Александром Булочкиным, чтобы вникнуть в тонкости процесса.

— Каждый автобус, после того как возвращается с маршрута, отправляется «в душ». Мойка у нас не самого нового образца, но функции свои выполняет. Это двухпоточная механизированная мойка со щеточными барабанами. При этом одна из поточных линий достигает высоты в 4,5 м, что позволяет обслуживать разномарочный подвижной состав, в том числе междугородние автобусы и большегрузы, которые имеются в автопарке, — рассказывает Александр Олегович.

Боковые поверхности транспорта моются с помощью щеточных барабанов, а уже труднодоступные места домываются мойщиками вручную. Переднюю и заднюю части автобуса моет водитель, используя специальные моющие средства. Такой вид мойки называется «наружная мойка».

Чтобы более тщательно очистить отдельные детали, топливные баки, ребристые поверхности и труднодоступные места от грязи, используется новая специальная машина — Керхер. Принцип очистки заключается в том, что сначала загрязненные участки покрываются специальной моющей пеной, а затем смываются горячей водой под давлением. Удовольствие не из дешевых, но руководство автопарка приняло решение приобрести этот пеногенератор, который очень помогает в работе.

Внутренняя мойка проводится также ежедневно. Уборщица использует моечные и дезинфицирующие средства для протирания ручек и поручней, производит сухую и влажную уборку салона. Стандартная уборка длится около 30 минут.

Как пояснили специалисты, есть и такие понятия, как «углубленная наружная мойка» и «углубленная внутренняя мойка» — это своего рода генеральная уборка. Ее проходят около 15 машин в день.

— Такая потребность связана с различными причинами — от необходимости периодически от потолка до пола чистить салон до приведения в надлежащий вид наружных поверхностей. На территории автопарка есть собственная скважина глубиной 70 м, этой водой пользуемся на мойке. Вода богата железом, а поэтому через месяц-два желтый налет откладывается на корпусе автобусов. Наиболее заметно это на белых автобусах. Поэтому приходится проводить отдельно чистку таких автомобилей с помощью специальных химических средств. В этом году чистящие санитарно-гигиенические средства закуплены на сумму 15,5 тысячи рублей.

На предприятии работают три бригады мойщиков по 5 человек, режим работы — с 8.00 до 17.00 и с 17.00 до 2.00, график работы сменный. Также с 2.00 до 6.00 дежурит один мойщик, который обслуживает автомобили, как раз в это время прибывающие с дальних маршрутов.

Как рассказал директор Могилевского филиала «Автопарк №1» Виктор Лазаренко, раз в год, в осенне-зимний период, приходится заменять моечные валы, установленные в боксах. Сегменты для них закупаются частями, а стоимость их приближается к 50 тысячам рублей. Планируется и модернизация.

Так почему не все автобусы чистые?

Изучив особенности процесса и наблюдая за непрерывным потоком автобусов и фур в моечные боксы, задаюсь вопросом, почему же на улицах Могилева можно встретить грязный автобус?

Во-первых, говорят специалисты, из-за погодных условий. Если в солнечный летний день автобус может вернуться с линии практически чистым, и мыть его можно и через день, то в осенне-зимний период уже через пару часов заметны загрязнения, а на линии автобусы могут находиться по 14 часов. Если есть возможность, в межпунктовые интервалы водитель может заехать на дополнительную мойку, но чаще всего «отстойники» расположены далеко от базы, и гонять транспорт туда нецелесообразно, а организовать ее на месте — затратно, считает перевозчик.

При этом никто не отменял человеческий фактор: кто-то из водителей подходит к уборке более ответственно, кто-то — менее. Руководство говорит, что в автопарке остался старый костяк, и водители с любовью относятся к закрепленному за ними транспорту — всегда и чисто, и аккуратно, и новые диски на колесах сверкают. С отдельными специалистами бывает сложнее, могут где-то и полениться, а поэтому необходим контроль при выпуске на линию. Если автобус недостаточно чистый, то развернут обратно, а водителя накажут. Бывает, и по 2-3 автобуса разворачивают. Как в любой профессии многое зависит от конкретного человека: насколько он любит свою работу и ответственно относится к ней.

Второй год автопарк испытывает острую нехватку водительского состава — 68 человек от штатного расписания. А это значит, что многие водители работают в усиленном режиме, ведь главная задача — обеспечить выход транспорта на все городские маршруты. Переработка где-то негативно сказывается и на санитарной уборке, которую водитель должен выполнять в межпунктовый интервал. А при этом средняя зарплата среди водителей сегодня — 1800 рублей. И заинтересованных, ответственных водителей здесь всегда ждут.

Во-вторых, многое зависит от маршрута. Автобусы некоторых маршрутов чаще других приезжают очень грязными. К концу смены, а то и раньше, салоны и наружный вид автобусов, проезжающих, например, через частный сектор или близлежащие агрогородки, имеют более неприглядный вид.

В-третьих, процент износа подвижного состава. Несмотря на то, что в 2021 году автопарк приобрел 19 новых автобусов, в 2022 — 11 (курсируют они по наиболее загруженным маршрутам), доля полностью самортизированных автобусов высока и составляет 59%. То есть в парке есть машины, которым по 15 и 18 лет, и они все эти годы изо дня в день курсируют по улицам города. После 10 лет эксплуатации требуются серьезные затраты на поддержание транспорта в технически исправном состоянии. И вид у таких автобусов не такой презентабельный, как у новых.

Обо всех проблемах в автопарке знают. Признаются, что и обращения поступают, и претензии, когда отдельные рейсы вынужденно снимаются. Так что работать есть над чем. С людьми работают, а виновных наказывают — проводят беседы, выносят предупреждения, лишают премий, применяют другие меры взыскания. А также стараются максимально обновлять автобусный парк.

Мария ГРИШАЕВА, фото автора и Анны СТАШКЕВИЧ

Последние новости

Образование

Депутаты Могилевского  городского Совета встретились с детьми из Донецка и Луганска

23 мая 2024
Читать новость
Общество

Перекрытие движения

23 мая 2024
Читать новость
Образование

ФОТОФАКТ: большой праздник детского творчества состоялся в школе №42 города Могилева

23 мая 2024
Читать новость
Образование

Учитель не профессия, а образ жизни. Итоги городского конкурса молодых педагогов

22 мая 2024
Читать новость
Общество

Заместитель председателя Могилевского горисполкома Виктория Омелюсик провела личный прием граждан

22 мая 2024
Читать новость
Образование

ФОТОФАКТ: могилевчан приглашают в БГМУ

22 мая 2024
Читать новость
Общество

Могилевские спортсмены – лучшие в командном зачете!

22 мая 2024
Читать новость
Спорт

Турнир по настольному теннису”Кубок надежд” стартовал в Могилеве

21 мая 2024
Читать новость
Недвижимость

Заветные метры: военнослужащие Могилева получили ключи от арендного жилья

21 мая 2024
Читать новость
Общество

«Прямую телефонную линию» 25 мая проведет первый заместитель председателя Могилевского горисполкома Игорь Бушлеков

21 мая 2024
Читать новость

Рекомендуем

Общество

Как будет ходить общественный транспорт на время ремонтных работ на пересечении ул. Островского и пр-т Пушкинский с 29 мая

16 мая 2024
Стрелка вверх
Любопытное

ЦИРК ШАПИТО СИРИУС

15 мая 2024
Стрелка вверх
Культура

“Арт-шанс”: награждение победителей.

21 мая 2024
Стрелка вверх
Недвижимость

Заветные метры: военнослужащие Могилева получили ключи от арендного жилья

21 мая 2024
Стрелка вверх
Здоровье

Клещи: опасность и профилактика

16 мая 2024
Стрелка вверх
Культура

Помочь в строительстве музея в Буйничах может каждый житель Беларуси

20 мая 2024
Стрелка вверх
Культура

18 мая в Могилеве состоится «Ночь музеев».

15 мая 2024
Стрелка вверх
Культура

Фотофакт: Могилевчанка стала обладательницей титула «Мисс Артистичность».

18 мая 2024
Стрелка вверх