С любовью к родному городу: как Могилев стал музой для художника

Эраст Карпович родился 23 сентября 1909 года в Могилеве. Хоть и не напрямую, но его рождение связано с художественным музеем П.В. Масленикова. Мальчик появился в семье служащего крестьянско-поземельного банка Якова Ивановича Карповича.
«Вероятно, после окончания строительства, в 1914 году, банк переехал в это здание, и маленький Эраст часто бывал здесь, прибегал на работу к отцу».
Первые шаги в творчестве были сделаны начинающим художником в доме Бобовича (ныне «Могилевский городской центр культуры и досуга»), где в то время находилась художественная студия, которую он посещал с 10 лет, где учился у художника Котова (по словам Э.Я. Карповича, достаточно хорошо известного в художественных кругах Москвы), а также у Г. Пархоменко, который отмечал его талант в рисунке и живописи.
В 1925 году Карпович был принят в Витебский художественный техникум без экзаменов. Первым его встретил известный художник – Валентин Викторович Волков. Посмотрев работы юноши, сказал, что примет его несмотря на то, что занятия шли уже два месяца. Его учителями были Ф. Фогт, М. Энде. Учился Э. Карпович вместе с А. Бембелем, А. Жоровым, Гусаревичем, Р. Семашкевичем. Он не раз бывал в мастерской Ю.М. Пэна и наблюдал за его работой. Беседы на тему изобразительного искусства заставляли переосмысливать выполненные этюды и двигаться вперед.
Учился Эраст Яковлевич Карпович в Витебске 4 курса, затем волею судьбы оказался в Москве. К этому времени он уже был членом ОМАХР – объединения молодежной ассоциации художников революционной России. 4 апреля 1928 года он получил членский билет № 201 и с этого года стал работать художником-оформителем в Музее Революции, затем в Политехническом музее и Музее антропологии.
Впереди открывалась яркая и полная впечатлений творческая жизнь, но Великая Отечественная война ее прервала. Потом была служба на артиллерийской базе, где молоденький старший лейтенант готовил снаряды для Ленинградского и Карельского фронтов, занимался маскировкой объектов. Конец войны Эраст Карпович встретил в Измаиле, где написал произведение “Штурм крепости Измаил” для музея А.В. Суворова (в фондах Могилевского областного художественного музея имени П.В. Масленикова хранятся эскизы, этюды к этому произведению).
Вернулся художник в родной Могилев только в 1948 году. Здесь его ждали горячо любимые отец, мать и сестра. Начался мирный труд: сначала в педагогическом училище, с 1956 г. – в художественной студии Дома пионеров. С 1960 года, работая в художественных мастерских Могилева, он создал прекрасные произведения. Мотивы его работ просты, но проникновенны, колористическая гамма богата и одновременно сдержанна. Художник работает в различных жанрах изобразительного искусства. Он жил вместе с нами в одном городе, ходил по тем же улицам и видел те же здания. Но не просто видел – любовался ими. И этим восторгом делился через свои картины, а зритель, рассматривая их, недоумевал: как можно было не замечать эту родную до слез красоту, особенно понятную тому, у кого в этом городе прошли и детство, и юность, и зрелость. Невозможно не сказать о его врожденной интеллигентности, эрудированности, добродушии и отметить невероятную силу духа.
На 82-м году жизни художник ослеп. От творчества пришлось отказаться, его произведения теперь были только в его снах. К 95-летию со дня рождения Эраста Яковлевича Карповича, 29 июня 2004 года, в Могилевском областном художественном музее имени П.В. Масленикова была организована его большая ретроспективная выставка. Тематика картин Эраста Карповича затрагивает самые разные грани человеческой жизни. Могилев на его полотнах особенный – теплый, уютный, домашний, такой, какой не выставляют напоказ, а наблюдают в часы раздумий из окна.
Коллекция работ художника, которая была передана в дар еще при жизни автора, находится в фондах областного художественного музея имени П.В. Масленикова. Сегодня, кроме могилевского музея, работы Эраста Карповича находятся в собрании семьи художника, частных коллекциях минчан, музеях Москвы и Измаила.
Ника ГЛУШАКОВА







